Индия представлена всеми основными религиями мира: индуизмом, исламом, христианством, буддизмом, иудаизмом, зороастризмом. Есть в Индии и "свои" религии, каковыми являются джайнизм и сикхизм. Все это характеризует довольно сложное идейное и социально-структурное устройство индийского общества. Наиболее распространен в стране индуизм, который исповедует 82,4% населения. За ним идет ислам - 11,7%, христианство - 2,3%, сикхизм - 2,0%, буддизм - 0,8%, джайнизм - 0,4%, остальные религии - 0,4% (сюда входят примерно 72 тыс. зороастрийцев, около 6 тыс. иудеев, около 26 тыс. представителей аборигенных племен, исповедующих различные языческие верования).
Индуизм принадлежит к наиболее древним религиям мира. Он прошел несколько этапов развития, зародившись первоначально как религия вед, или ведизм.
Ведизм, который можно рассматривать как самостоятельную религиозно-философскую систему, возник в первом тысячелетии до н. э. Он является древнейшей религиозно-философской системой Индии, оказавшей заметное влияние на последующие религиозные направления. Для ведизма характерен политеизм (многобожие) и антропоморфизм, т. е. наделение богов и явлений природы свойствами человека, как позитивными, так и негативными. Все ведийские боги подразделялись на три класса: боги неба (бог солнца Сурья, бог утренней зари Ушас, бог миропорядка Варуна), боги земли (бог огня Агни, бог пьянящего напитка Сома) и боги воздушного пространства (бог-громовержец Индра, бог ветра Ваю, бог грозы Рудра). Ведизм получил письменное закрепление в четырех сборниках (самхитах) гимнов, молитв, жертвенных формул и заклинаний, получивших название Веды: "Ригведа" (собрание гимнов мифологического и космологического содержания), "Самаведа" (сборник песнопений, повторяющий тексты "Ригведы" и дополняющий их ритуально-обрядовыми наставлениями), "Яджурведа" (описание ритуалов и правил совершения жертвоприношений) и "Атхарваведа" (сборник магический заклинаний и формул).
Основу культа составляли жертвоприношения. Развитие ведизма привело к заметным измене-неиям в иерархии богов. Одни боги из главных становились второстепенными, другие, наоборот, - из второстепенных становились главными. В по-здневедийский период наблюдалась тенденция к выделению трех гланых богов - Брахмы, Вишну и Шивы, которые впоследствии развились в единую триаду (тримурти). Кроме богов, почитались и обожествлялись природные объекты и явления.
Почитание богов было неразрывно связано с культом жертвоприношений, обрядовость которых постоянно усложнялась, что повлекло за собой рост количества жрецов, обслуживающих сложный ритуал жертвования. Важность жертвоприношений особенно возросла в эпоху брахман, которые предписывали каждому члену общины совершать то жертвоприношение, которое соответствовало его социальному статусу. Так, приносить в жертву коня мог только правитель-раджа. Этот этап религиозного развития получил в литературе название брахманизма. Он разработал религиозное обоснование делению общества на варны (сословно-классовые группы) и учению о переселении душ.
Брахманизм требовал беспрекословного повиновения жрецам-брахманам и царской власти, а также предписывал каждой варне неукоснительное исполнение своей дхармы, т. е. образа жизни, вмененного богами представителям различных варн. Безусловное соблюдение дхармы создает для индивидуума благоприятную карму (воздаяние за соделанное), ведет к новому лучшему перерождению и, в конечном итоге, к слиянию с высшим абсолютом - богом-творцом Брахмой, поскольку все сущее лишь его частицы. Нарушение требований дхармы приводит к несчастливым перерождением. Так, человек может переродиться в животное или червяка.
Таким образом, вероучение индуизма сложилось в результате эволюции догматов ведизма и брахманизма. Оно возникло в середине первого тысячелетия нашей эры и окончательно оформилось много веков спустя после появления мусульман в Индии. Индусами стали называть всех тех, кто не исповедовал ислам.
Индуизм сохранил многие элементы ведических верований, связанных с поклонением священным животным, явлениям природы, душам предков. Однако существенным отличием индуизма от брахманизма является безусловное признание трех равных по значимости богов, индийскому варианту "троицы", получивших название "тримурти", т. е. признание Брахмы (бог-творец), Вишну (бог-хранитель) и Шива (бог-разрушитель).
Первое из двух главных течений индуизма - вишнуизм возник в эпоху правления династии Маурьев, но основное его распространение связано с правлением династии Гуптов. Вишнуизм отличает способность ассимилировать различные местные верования, что прежде всего связано с процессом перевоплощений (аватар) бога Вишну, который объявлялся перевоплощением и Будды, и Кришны, и Рамы. Вишну по разным поводам принимал различные облики, чтобы спасти мир. В настоящее время вишнуизм наиболее распространен в Северной Индии.
Наряду с вишнуизмом получило распространение другое течение шиваизм. Основной догмат шиваизма состоит в том, что во Вселенной нет ничего постоянного, кроме Шивы, уничтожающего и возрождающего все существующее. В начале космического цикла Шива создает Вселенную, а затем ее уничтожает. Культ Шивы неразрывно связан с культом шакти, женским творчески-энергетическим началом. В шиваизме шакти персонифицируется в одной из ипостасей супруги Шивы, что связано с образом богини-матери. Другой разновидностью шиваизма является лингаизм, т. е. почитание Шивы в облике фаллоса (лингама). Шиваизм распространен главным образом в Южной Индии.
Для всех теченией индуизма характерна вера в вечность и богоданность Вед, а также вера в цикличность существования Вселенной, где развитие идет по нисходящей линии. Индуизм верит в вечность и неистребимость души, совершающей бесконечное странствие (сансара), что происходит в соответствии с законом кармы. Цель спасения человека состоит в освобождении от перерождений и достижения мокши, т. е. слияния с мировой душой, и нирваны, т. е. слияния с Брахмой.
Новым в индуизме является строительство культовых сооружений, которые стали "обителью богов" и в которых находятся их статуи, олицетворяющие личное присутствие бога. Жрецы-брахманы превратились в постоянных служителей своего бога-господина.
В жизни каждого кастового индуса существуют четыре основные цели: исполнение религиозных, семейных и общественных предписаний (дхарма), получение и надлежащее использование материальных ценностей (артха), удовлетворение чувственных желаний (кама) и стремление к освобождению от цепи перерождений (мокша).
Индусский пантеон богов не ограничивается тремя главными богами. Количество богов не поддается счету. По одним источникам, их более 30 тыс., по другим, - более 300 тыс. Наряду с общеиндийскими богами существует множество местных богов. Многие основные боги имеют свою "сферу деятельности или ответственности". Так, супруга Вишну богиня Лакшми считается богиней богатства и благополучия. Богиня Сарасвати покровительствует наукам и искусству. Бог Кубера - бог богатства, бог Ганеша - бог успешных начинаний, бог Сканда, или Карттикея - бог войны и т. п. Каждый крупный бог имеет своего возничего, которым является реальное или фантастическое животное. Вишну передвигается на птице Гаруда (полу-орел, полугриф), Шива - на быке Найди, Ганеш - на мыше, Сарасвати - на лебеде.
Буддизм фактически является ересью на брахманизм, отвергавшим авторитет Вед и деление общества на варны. Он возник в 6-5 вв. до н. э. Основателем этого учения считается сын правителя мелкого княжества Сиддхартха Гаутама, получившего в литературе имя Будды Шакьямуни. Буддизм выступал за равенство людей по рождению, что привлекало на его сторону представителей не только третьего сословия торговцев-вайшьей, но и второго сословия воинов-кшатриев. В буддийскую общину, именуемую сангхой, допускались представители всех варн. В центре буддизма лежит учение о "четырех благородных истинах": есть страдание, есть причина страдания, есть освобождение от страдания и есть путь к освобождению от страдания. Путь к освобождению подразделяется на восемь ступений, прохождение которых ведет к уничтожению незнания и пристрастий, просветляет ум, порождает невозмутимость и спокойствие, что прекращает страдание. Новое рождение становится невозможным, чем достигается блаженство (нирвана).
В раннем буддизме на такое спасение мог рассчитывать только монах-отшельник. Мирянин при условии соблюдения 5 моральных принципов (панчашила): воздержание от причинения зла, от лжи, кражи, чувственных излишеств и алкоголизма мог надеяться только на лучшее перерождение. Пропаганда буддизма началась при императоре Ашоке и достигла значительного расцвета в Кушанском царстве.
Буддизм с самого начала не был однородным явлением, в нем всегда шла борьба сект и течений. Наиболее древним течением является хинаяна ("малая колесница", или "узкий путь"), или монашеский буддизм, где основное значение имеют личные усилия индивидуума, стремящегося освободиться от уз перерождений (сансары) и достичь через множество промежуточных воплощений окончательного спасения (нирваны). Каноническое оформление хинаяна получила к 1 в. н. э., хотя основные ее положения были сформулированы значительно раньше.
Другим течением явилась махаяна ("большая колесница", или "широкий путь"). Основное положение махаяны состоит в том, что спастись может не только монах-отшельник, как утверждала хинаняна, но и любой мирянин, соблюдающий обеты духовного совершенства, совершающий молитвы, творящий заклинания, прибегающий к помощи монахов и одаривающий их. В махаяне особое значение имеет культ бодхисаттв, существ, способных стать Буддой. В буддизме, особенно раннем нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи. Нет в нем бога, как творца и высшего существа. В позднем буддизме (махаяне) Будда из мудреца учителя превращается в типичное божество, а бодхисат-твы рассматриваются как его эманации.
По целому ряду причин буддизм не смог закрепиться в Индии и вынужден был уступить свое место индуизму. К 12 в. он практически исчезает. Сейчас в Индии насчитывается чуть более 6 млн. буддистов.
Джайнизм возник несколько раньше буддизма и также представляет собой ересь на брахманизм. По убеждению приверженцев этой религии учение было передано из глубины веков 24 учителями-пророками (тиртханкарами), последним из которых был Вардхамана, кшатрий по касте, который впоследствии получил эпитеты Махавира ("Великий герой") и Джина ("Победитель"), ибо сумел победить карму и устранить препятствия, стоявшие на пути религиозного спасения. Сторонники этой религии, которые называют себя джайнами, т. е. последователями Джины, поклоняются тиртханкарам как божествам.
Центральное место в джайнизме занимает учение о вечной душе, которая может последовательно вселяться в различные материальные субстанции. Душа индивидуума несет ответственность за все совершенное им по закону кармы, который связывает тело с душой, человека с земными делами и который предначертывает его дальнейшие перерождения. Спасения и вечного блаженства может достичь лишь тот, кто ведет исключительно праведную жизнь. Здесь ведущую роль играет безоговорочное следование ахимсе ("ненасилию") и уважение жизни во всех ее формах. Вследствие этого все джайны строгие вегетарианцы, а наиболее ортодоксальные из них закрывают рот и нос специальной повязкой и передвигаются только в светлое время суток, чтобы не проглотить или не раздавить какое-либо насекомое. От каждого верующего требуется полная вера в истинность учения, на котором основываются совершенное знание и совершенная (праведная) жизнь, и неукоснительное соблюдение всех предписаний религии.
В джайнизме имеются два основных течения: дигамбары (букв, "одетые небом"), которые считают, что древние (истинные) тексты утрачены, и которые отказываются от всех мирских соблазнов, включая необходимость носить одежду, и шветамбары (букв, "одетые в белое"), которые пытаются восстановить утраченные тексты с целью их канонизации и которые исповедуют менее строгий подход к мирской жизни. В современной Индии проживает около 4 млн. джайнов, которые, однако, имеют заметный вес в обществе, поскольку принадлежат к наиболее зажиточным и образованным слоям индийского общества. Джайнистская община в Индии славится строительством многих уникальных по архитектуре и внутреннему убранству храмов.
Как религия джайнизм не смог выдержать противоборства с буддизмом и особенно с индуизмом. В первые века нашей эры джайнизм пришел в упадок, хотя небольшая и замкнутая община джайни-стов сохранилась и до сего времени.
Ислам впервые проник в Индию в 7 в. н. э. вместе с арабами. Однако его массовое распространение началась со времени образования Делийского султаната. Шестисотлетнее правление султанов и падишахов, исповедовавших ислам, способствовало образованию в Индии довольно значительной мусульманской общины (третьей по численности после Бангладеш и Индонезии), которая насчитывает около ста млн. человек и состоит из потомков тех, кто некогда пришел в Индию, и тех, кто принял ислам и передал его по наследству. К последним относятся как многие представители низких каст, так и "неприкасаемые", т. е. люди, находящиеся вне каст. Половина всех мусульман проживает в трех штатах Индии: в Уттар Прадеше, Бихаре и Западной Бенгалии. Большинство индийских мусульман являются суннитами. Шииты составляют примерно 20% мусульман. Кроме них, существуют более мелкие секты, среди которых выделяются исмаилиты духовный вождь (имам) которых, известный под именем Ага-Хана живет в Индии.
Сикхизм возник в Индии в 16 в н. э. в Северо-Западной Индии как своеобразная ересь на индуизм. Основатель учения Нанак (1469-1539). получивший эпитет гуру, т. е. "учителя" проповедовал равенство всех людей перед единым неперсонифицированным богом. В Панджабе стала создаваться община равных людей, отрекшихся от каст. Вероучение сикхов (букв. "учеников") было впоследствии изложено в основной молельной книге "Гypv Грантх Сахиб" ("Великая книга учителя"), созданной пятым гуру Арджуной (всего у сикхов было 10 гуpy) Последний десятый гypу Говинд Сингх (1675-1708) превратил сикхскую общину в военное братство, дав ему имя халса ("обшина, где правит один"). С целью выделить себя среди ИНДУСОВ и мусульман сикхи начали строго соблюдать принцип "пяти Ка": никогда не стричь волосы (кеш), расчесывать ИХ специальным гребнем (кангхa), носить особый вид трусов-плавок (качха), надевать на запястье стальной браслет (кара) и всегда иметь при себе кинжал (кирпан). В настоящее время этот принцип соблюдают только ортодоксальные сикхи. Все мужчины сикхи добавляет специальную приставку к своему имени "сингх", или "синх" ("лев"). Женщины могут присоединять к своему имени приставку "каур" ("львица") Общее количество сикхов составляет около 17 мдн человек.
Известный своей веротерпимостью император Акбар выделил четвертому гуру Рам Дасу участок земли, где в 1577 г. был основан юрод Амритсар, ставший центром сикхизма. Здесь находится основное святилище сикхов "Сварна мандир" ("Золотой храм"). В сикхских храмах нет изображения бога. Церемония богослужения сводится к чтению "Гуру Грантх Сахиба".
Христианство на индийскую землю принес, по преданию, Святой Фома, который высадился на Западном побережье в 52 г. н. э. Он считается основателем православия в Индии, которое сохраняется до сих пор в ш.Керала (православная малобарская церковь во главе с архиепископом) и поддерживает отношения с православными церквями, включая Московскую патриархию
В 16 в португальцы начали проповедовать и насаждать в Индии католицизм. В 17 в в Индии начинает распространяться протестангизм. Всеука занные три основные ветви христинства существуют в Индии и по сей день. Общее количество хрис тиан находится на уровне 20 млн. человек.
Зороастризм, или парсизм, появился в Индии в 8 в н э. После завоевания Ирана мусульманами часть зороастрийцев переселилась в Индию и стала называться парсами, т. е. выходцами из Персии. В настоящее время парсы сосредоточены в районе Бомбея. Несмотря на крайнюю малочисленность они занимают важное место в торговле и промышленности. Для обрядовой практики парсов характерно почитание 4 элементов Вселенной - воды, огня, земли и воздуха. Отсюда проистекает и особый похоронный обряд парсов: тела покойников размещаются на ярусах специальной башни (дакмы), которую в обиходе называют "башней молчания", где их поедают грифы (кости ссыпаются в специальный колодец). Тем самым "чистые" элементы стихий не соприкасаются с "нечистым" трупом. В храмах парсов постоянно горит вечный огонь.